Людмила Зарубина - живописец. В художественную жизнь Перми вошла с начала 90-х годов, активно участвуя в общеуральских, областных смотрах изобразительного искусства.
     Л. Зарубина раскрылась как интересный художник и замечательный колорист недавно, хотя ее путь в изобразительное искусство был предопределен. Она с детства рисовала, иконописцем был дед, живописец - мать, художник - супруг. Она закончила художественно-графический факультет Московского педагогического института.
     Долгая дорога творчества не была усыпана розами... Темы, сюжеты ее работ выношены и выстраданы. Но так ли важны темы и сюжеты сами по себе... К примеру, «Времена года» найдешь почти у каждого художника. Людмила Зарубина нашла свой способ выражения этих тем и образов.
     Четыре холста «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», объединенные в серию «Времена года» (1995-96 гг.), притягательны тягучими, меняющимися, кажется, прямо на глазах, световыми и цветовыми всплесками. Они неожиданно складываются, открывая то девичью головку в веночке, то весеннее цветущее поле. Более определенно «Лето» с обнаженной женской фигуркой на фоне, напоминающем разнотравье летнего луга. В «Осени», цветущие светом краски превращаются в золотистые потоки уходящие вспять. В них вспыхивают золотые плоды осени и уносимые то ли временем, то ли ветром, листья. Настроение грусти... В «Зиме» цвета и света неподвижны, они застыли. Хрустальный, холодный блеск красок - синих, голубых, превратился в белое кружево зимы.
     Не нов сюжет «раковины» в искусстве 1980-90 гг. Но «Шум моря» (1994 г., вариант 1996 г.) у Зарубиной - это розовые лепестки раковины, как бы приоткрывающие путь для новой жизни, а, может быть, наоборот таинственно его скрывающие. Вокруг струи голубого сияющего света не то открывают, не то хранят секреты времени - остатки античных колонн, развалины какого-то сказочного дворца...
     Холст «Весна. Танец» (1993 г.) - удивительная мозаика. Она то рассыпается на отдельные клеточки, то складывается в рисунок небесных созвездий, то выливается в убегающие ритмы цветовых и световых потоков.
     Сплетенные в красивый узор завитки капустных листьев («Меня нашли в капусте», 1993 г.), превращаются, в заветной сердцевине, в младенца, словно в чреве матери. Обыкновенная капуста и декоративная светоносная красота ритмов на наших глазах начинает напоминать космическое пространство. Прозаическое, будничное и беспредельное... Капуста, тайна рождения, тайна мироздания...
     И еще одна загадка - загадка женского обаяния. Стоит вглядеться в портреты, написанные художницей.
     На синем фоне - золотое облако волос (Портрет Марины Нечаевой, 1995 г.). Образ звезды на синем небе. Теплый свет ее лица, глаз в контрасте с тяжелыми складками нарядного платья...
     Прекрасная женщина в невероятных одеждах возлежит на диване (Портрет Марины Дудник, 1997г.). Роскошь наряда, струящиеся формы шарфа подчеркивают гибкую фигуру. Сверкающие жемчужной белизной одеяния находятся в каком-то противоречии со строгим, неулыбчивым лицом молодой женщины. Изыск форм, праздник цвета, женской красоты, радость. Все это - необходимые моменты бытия. В творчестве Людмилы Зарубиной эти сюжеты постоянны.
     Картину «Праздник в Хохловке» она пишет и переписывает, добиваясь выразительности. Первый вариант был окончен в 1987 году. Этюды, эскизы к нему делались несколько лет. Последний вариант -1998 года. Она работает. «Утончение» женских образов кажется бесконечным, то в розовой, то зеленоватой гамме, то серой, то «седой», тронутой временем. Девушки в нарядных костюмах, венках, праздник с гуляниями, хороводами, с песней. Жесты девушек плавны, ритмичны, как льющаяся нескончаемая мелодия народной песни. Картина притягивает мерным музыкальным ритмом, гармонией цветовых сочетаний.
     Движение. Слияние. Одухотворенность. Это те слова, которые характеризуют полотна художницы. На ее картины не устаешь смотреть так же, как на летние облака, которые постоянно меняют свои очертания, материализуются то в одну, то в другую форму, то снова растворяются в море света. Работы Л. Зарубиной невозможно пересказать так же, как и музыку. И легкое прикосновение красок к холсту, просвечивающему белизной, и чувство радости, с которым работает художница, не то медитируя, не то колдуя, передаются зрителю. Ее картины надо видеть...

Н. Казаринова, кандидат искусствоведения.


Hosted by uCoz